dpe_gosudarstvo

Домашняя правовая энциклопедия.
Раздел I-I. Государство
 
Оглавление Домашней правовой энциклопедии
Алфавитно-предметный указатель
 
1. Конституционный строй Российской Федерации
 
Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.
Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону.
Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.
Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.
Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Согласно Конституции РФ государственная власть в нашей стране осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Этот принцип предполагает специализацию государственных органов по видам их деятельности.
Основная функция законодательных органов власти - принятие законов. Кроме того, законодательная власть обладает контрольными полномочиями, участвует в формировании исполнительных и судебных органов власти.
Органы исполнительной власти организуют практическое выполнение законов и иных правовых актов, а также осуществляют исполнительную и распорядительную деятельность подзаконного характера.
Органы судебной власти осуществляют правосудие путем конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства - самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только закону.
Благодаря принципу разделения властей органы государственной власти сдерживают и контролируют друг друга, не допуская концентрации власти в руках одного лица или органа. Каждая из ветвей (законодательная, исполнительная и судебная) самостоятельна и независима в реализации своих полномочий. Ни одна из ветвей власти не может осуществлять функции другой. Все государственные органы действуют только в рамках своей компетенции. Все ветви власти взаимосвязаны, взаимодействуют и образуют единый государственный механизм.
Федеральную законодательную власть в России осуществляет Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации, исполнительную - Правительство РФ, судебную - суды.
 
2. Органы государственной власти
 
См. также Права граждан при обращении в органы государственной власти и местного самоуправления.
Россия - федеративное государство. Конституция РФ четко разграничивает предметы ведения и полномочия органов власти федерального уровня и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В ведении Российской Федерации находятся:
- принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;
- федеративное устройство и территория Российской Федерации;
- регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;
- установление системы федеральных органов власти, порядка их организации и деятельности;
- федеральная государственная собственность и управление ею;
- установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;
- федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;
- федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;
- внешняя политика и международные отношения Российской Федерации; вопросы войны и мира;
- оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества;
- определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;
- судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;
- федеральная государственная служба;
- другие вопросы, перечисленные в ст. 71 Конституции РФ.
 
Президент РФ является главой государства и не входит прямо ни в одну из ветвей государственной власти. Выполняя задачи, возложенные на него Конституцией РФ, Президент обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие различных ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной.
Президент несет персональную ответственность за работу механизмов защиты Конституции, прав и свобод человека и гражданина, охрану суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности.
Для того чтобы обеспечить согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, Президент РФ может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между ними. Если согласованное решение не будет достигнуто, он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.
До решения соответствующего суда Президент РФ вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ, если они противоречат Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушают права и свободы человека и гражданина.
Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Как глава государства он представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.
Президент Российской Федерации:
- назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ;
- имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ;
- принимает решение об отставке Правительства РФ;
- представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ, а также ставит перед ней вопрос об освобождении его от должности;
- по предложению Председателя Правительства назначает на должность и освобождает от должности его заместителей, а также федеральных министров;
- представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, кандидатуру Генерального прокурора (вносит предложение об освобождении его от должности), назначает судей других федеральных судов;
- формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ, статус которого определяется федеральным законом;
- утверждает военную доктрину Российской Федерации;
- формирует Администрацию Президента РФ;
- назначает и освобождает полномочных представителей Президента РФ;
- назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ;
- назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях;
- назначает выборы Государственной Думы;
- назначает референдум;
- распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ;
- вносит законопроекты в Государственную Думу;
- подписывает и обнародует федеральные законы;
- ведет переговоры, подписывает международные договоры и ратификационные грамоты от имени РФ;
- обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства;
- подписывает ратификационные грамоты, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.
 
Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ.
Президент может ввести чрезвычайное положение (незамедлительно поставив в известность об этом Совет Федерации и Государственную Думу) лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю России и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер.
К таким обстоятельствам относятся:
- попытки насильственного изменения конституционного строя РФ, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;
- чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.
 
Президент Российской Федерации решает вопросы российского гражданства и предоставления политического убежища, осуществляет помилование, награждает государственными наградами, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания.
Для выполнения возложенных на него обязательств Президент издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории РФ.
Президент РФ обладает неприкосновенностью - применение к нему уголовной, административной и иных форм ответственности невозможно до тех пор, пока он сохраняет статус главы государства. Никакой государственный орган не может лишить его неприкосновенности, дать согласие на привлечение его к ответственности. Лицо, занимающее пост Президента, может быть привлечено к ответственности только после отрешения его от должности в соответствии с процедурой, установленной Конституцией РФ.
Президент РФ может прекратить исполнение своих полномочий досрочно в случае:
- отставки;
- стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия;
- отрешения от должности.
 
Выборы Президента РФ должны состояться не позднее 3 месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.
Во всех случаях, когда Президент не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства РФ. Исполняющий обязанности Президента не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ.
 
Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации.
Кроме выполнения законотворческой функции Федеральное Собрание осуществляет контроль над исполнительной властью - посредством утверждения федерального бюджета, исполнение которого контролирует образованная Федеральным Собранием Счетная палата. Кроме того, Федеральное Собрание может использовать свое право отказать в доверии Правительству, на основании чего Президент может отправить Правительство в отставку.
Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации (СФ) и Государственной Думы (ГД).
В СФ, который часто называют "верхней палатой", входят по два представителя от каждого субъекта РФ: один от представительного, один от исполнительного органов государственной власти.
ГД состоит из 450 депутатов, которые работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
Члены СФ и депутаты ГД в течение всего срока их полномочий обладают неприкосновенностью, которая, однако, не является абсолютной. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора РФ соответствующей палатой Федерального Собрания.
Конституцией РФ четко определены полномочия обеих парламентских палат.
К ведению СФ относятся следующие вопросы:
- утверждение изменения границ между субъектами РФ;
- утверждение указа Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения;
- решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ;
- назначение выборов Президента РФ, а также отрешение его от должности;
- назначение на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, назначение и освобождение от должности Генерального прокурора, заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.
 
К ведению ГД относятся:
- дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;
- решение вопроса о доверии Правительству РФ;
- назначение и освобождение от должности Председателя Центробанка РФ, Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
- назначение и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;
- объявление амнистии;
- выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.
 
ГД может быть распущена Президентом РФ в определенных Конституцией случаях:
- после трехкратного отклонения ГД представленных Президентом кандидатур Председателя Правительства;
- после повторного (в течение 3 месяцев) выражения Думой недоверия Правительству;
- если председатель Правительства поставит перед ГД вопрос о доверии Правительству, и ГД в доверии откажет.
Примечание. В последних двух случаях роспуск возможен, если Дума проработала не меньше года с момента ее избрания.
 
В случае роспуска ГД Президент РФ назначает дату выборов на такой срок, чтобы вновь избранная ГД собралась не позднее чем через 4 месяца с момента роспуска.
ГД не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации. Кроме того, роспуск ГД невозможен в период действия на всей территории РФ военного или чрезвычайного положения, а также в течение 6 месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ.
 
Законотворческий процесс начинается с законодательной инициативы, правом на которую обладают:
- Президент РФ;
- Совет Федерации;
- члены Совета Федерации;
- депутаты Государственной Думы;
- Правительство РФ;
- законодательный (представительный) орган субъекта РФ;
- Конституционный Суд РФ (по вопросам его ведения);
- Верховный Суд РФ (по вопросам его ведения);
- Высший Арбитражный Суд РФ (по вопросам его ведения).
 
Составленные законопроекты вносятся в Государственную Думу.
Обязательное заключение Правительства РФ требуется для законопроектов:
- о введении или отмене налогов;
- об освобождении от уплаты налогов;
- о выпуске государственных займов;
- об изменении финансовых обязательств государства;
- о других вопросах, предусматривающих расходы, покрываемые за счет федерального бюджета.
 
Федеральные законы принимает ГД.
Законопроект рассматривается в 3 чтениях, если иное не предусмотрено действующим законодательством.
Предварительно законопроект рассматривает ответственный комитет ГД, затем выносит его на заседание палаты на первое чтение, на котором обсуждается его концепция, дается оценка соответствия основных положений законопроекта Конституции РФ, его актуальности и практической значимости. После обсуждения в первом чтении ГД может:
- принять или одобрить законопроект и продолжить работу над ним с учетом поправок;
- принять или одобрить закон (за исключением законопроекта по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ);
- отклонить законопроект.
 
В случае принятия или одобрения законопроекта в первом чтении ГД устанавливает срок представления поправок к законопроекту - не менее 15 дней, а для законопроектов по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ - не менее 30 дней.
Председательствующий может поставить вопрос о принятии или одобрении закона, исключая процедуры второго и третьего чтений.
Законопроекты, принятые в первом чтении, ответственный комитет подготавливает ко второму чтению, изучая и обобщая поправки, подготавливая текст законопроекта с их учетом, а также составляя таблицу поправок.
В законопроектах, принятых или одобренных во втором чтении, ответственный комитет с участием Правового управления Аппарата ГД устраняет внутренние противоречия, устанавливает правильную взаимосвязь статей, вносит в них редакционную правку, необходимую в связи с изменениями, внесенными в текст законопроекта при его втором чтении.
В третьем чтении не допускается внесение в законопроект поправок и возвращение к его обсуждению в целом либо к обсуждению его отдельных разделов, глав, статей.
В исключительных случаях по требованию депутатских объединений, представляющих большинство депутатов ГД, председательствующий обязан поставить на голосование вопрос о возвращении законопроекта к процедуре второго чтения.
Решение о принятии федерального закона принимается простым большинством голосов от общего числа депутатов, а решение об одобрении федерального конституционного закона - большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов ГД.
Одобренные ГД федеральные конституционные законы и принятые федеральные законы в течение 5 дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.
Федеральный закон считается одобренным СФ, если за него проголосовало более половины от общего числа членов палаты, либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен СФ.
Если СФ отклонит федеральный закон, палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению ГД. В случае несогласия ГД с решением СФ об отклонении федерального закона он считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосует не менее двух третей от общего числа депутатов ГД.
Принятый СФ федеральный закон в течение 5 дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования, на что ему отводится 14 дней.
Если Президент РФ закон отклонит, то ГД и СФ вновь рассматривают его. Если при повторном рассмотрении он будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов СФ и депутатов ГД, то закон считается окончательно принятым и Президент обязан в течение 7 дней подписать его и обнародовать.
 
Правительство РФ является высшим органом исполнительной власти в стране. Оно состоит из Председателя Правительства, его заместителей и федеральных министров.
Председатель Правительства назначается Президентом РФ с согласия ГД, его заместители и федеральные министры назначаются и освобождаются от должности Президентом РФ по предложению Председателя Правительства.
Члены Правительства Российской Федерации не вправе:
- быть членами Совета Федерации, депутатами Государственной Думы, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и депутатами выборных органов местного самоуправления;
- замещать другие должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, за исключением случаев, установленных федеральными конституционными законами, федеральными законами и указами Президента РФ (в частности, заместители Председателя Правительства и федеральные министры могут замещать должности полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах);
- заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;
- заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
 
Закон устанавливает и ряд других ограничений, связанных с пребыванием в составе Правительства РФ.
Структура федеральных органов исполнительной власти утверждается Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ.
Правительство РФ:
- разрабатывает и представляет ГД федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;
- представляет ГД отчет об исполнении федерального бюджета;
- обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики;
- обеспечивает проведение в РФ единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
- управляет федеральной собственностью;
- обеспечивает оборону страны, государственную безопасность, реализует внешнюю политику РФ;
- обеспечивает законность, права и свободы граждан, охрану собственности и общественного порядка, борьбу с преступностью;
- осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ.
 
Перед вновь избранным Президентом РФ Правительство РФ слагает свои полномочия.
Правительство РФ может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом.
Президент вправе принять решение об отставке Правительства. В случае выражения ГД недоверия Правительству Президент вправе объявить об отставке Правительства или не согласиться с решением ГД. Если ГД в течение 3 месяцев повторно выразит недоверие Правительству, Президент должен объявить об отставке Правительства либо распустить ГД.
Председатель Правительства может сам проявить инициативу и поставить перед ГД вопрос о доверии Правительству. Если ГД в доверии откажет, Президент в течение 7 дней должен принять решение об отставке Правительства или о роспуске ГД и назначении новых выборов.
При любой ситуации (в случае отставки или сложения полномочий) Правительство РФ продолжает действовать до сформирования нового Правительства.
Федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.
Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в свою очередь, по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий.
Структуры некоторых исполнительных органов государственной власти в России имеют свои особенности.
 
Органы загс
Федеральным органом исполнительной власти, вырабатывающим и реализующим государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния (АГС) является Министерство юстиции РФ. На него же возложены функции контроля и надзора в этой сфере.
Непосредственно государственную регистрацию АГС производят органы записи актов гражданского состояния, вопросы образования и деятельности которых на своих территориях субъекты РФ решают самостоятельно.
Руководителя органа исполнительной власти субъекта РФ, в компетенцию которого входит организация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния, назначает высшее должностное лицо субъекта РФ по согласованию с Минюстом РФ.
Это может быть, например, Главное управление записи актов гражданского состояния субъекта РФ, в составе которого создаются управления и отделы записи актов гражданского состояния в административно-территориальных и территориальных единицах субъекта РФ.
Руководителя Главного управления записи актов гражданского состояния назначает губернатор по согласованию с Минюстом РФ.
 
Органы полиции
О том, что необходимо знать каждому гражданину при общении с сотрудниками полиции, см. Справку, подготовленную экспертами компании "Гарант".
Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности. В своей деятельности полиция руководствуется Конституцией РФ и законами и подчиняется Министерству внутренних дел РФ. Руководители территориальных органов внутренних дел и подразделений полиции несут ответственность за ее деятельность в пределах своей компетенции.
Полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина. Деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан. Сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Сотрудник полиции обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание.
Деятельность полиции является открытой для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства, а также не нарушает прав граждан, общественных объединений и организаций. Граждане, общественные объединения и организации имеют право в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, получать достоверную информацию о деятельности полиции, а также получать от полиции информацию, непосредственно затрагивающую их права, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральным законом.
В обязанности полиции входит:
- принимать и регистрировать (в том числе в электронной форме) заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях;
- прибывать незамедлительно на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, документировать обстоятельства совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельства происшествия, обеспечивать сохранность следов преступления, административного правонарушения, происшествия;
- оказывать первую помощь лицам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также лицам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья, если специализированная помощь не может быть получена ими своевременно или отсутствует;
- выявлять причины преступлений и административных правонарушений и условия, способствующие их совершению, принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению; выявлять лиц, имеющих намерение совершить преступление, и проводить с ними индивидуальную профилактическую работу; участвовать в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; участвовать в пропаганде правовых знаний;
- обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок на улицах, площадях и в других общественных местах;
- обеспечивать совместно с представителями органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаторами собраний, митингов, демонстраций, шествий и других публичных мероприятий безопасность граждан и общественный порядок;
- принимать при чрезвычайных ситуациях неотложные меры по спасению граждан, охране имущества;
- в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством РФ, возбуждать уголовные дела, производить дознание по уголовным делам, производство предварительного следствия по которым необязательно; выполнять неотложные следственные действия по уголовным делам, производство предварительного следствия по которым обязательно;
- исполнять в пределах своих полномочий решения судов и правоохранительных органов о проведении оперативно-разыскных мероприятий, задержании лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, о производстве иных процессуальных действий,
- осуществлять другие действия, установленные законом.
 
Полиция имеет право:
- требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий;
- проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом;
- вызывать в полицию граждан и должностных лиц по расследуемым уголовным делам и находящимся в производстве делам об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции; подвергать приводу в полицию в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом, граждан и должностных лиц, уклоняющихся без уважительных причин от явки по вызову;
- запрашивать и получать по мотивированному запросу уполномоченных должностных лиц полиции от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, в том числе персональные данные граждан, за исключением случаев, когда федеральным законом установлен специальный порядок получения информации;
- по предъявлении служебного удостоверения посещать в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях государственные и муниципальные органы, общественные объединения и организации, знакомиться с необходимыми документами и материалами, в том числе с персональными данными граждан;
- патрулировать населенные пункты и общественные места;
- требовать от граждан (групп граждан) покинуть место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, если это необходимо для проведения следственных действий;
- обращаться к группам граждан, нахождение которых в общественных местах не связано с проводимыми на законных основаниях публичными и массовыми мероприятиями, с требованием разойтись или перейти в другое место, если возникшее скопление граждан создает угрозу их жизни и здоровью, жизни и здоровью других граждан, объектам собственности, нарушает работу организаций, препятствует движению транспорта и пешеходов;
- составлять протоколы об административных правонарушениях, собирать доказательства, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;
- производить в случаях и порядке, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, следственные и иные процессуальные действия;
- принудительно доставлять граждан в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение в целях решения вопроса о задержании гражданина (при невозможности решения этого вопроса на месте); установления личности гражданина, если имеются основания полагать, что он находится в розыске;
- доставлять граждан, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в медицинские организации;
- доставлять на медицинское освидетельствование в соответствующие медицинские организации граждан для определения наличия в организме алкоголя или наркотических средств, если результат освидетельствования необходим для подтверждения либо опровержения факта совершения преступления или административного правонарушения;
- доставлять несовершеннолетних, совершивших правонарушения или антиобщественные действия, а также безнадзорных и беспризорных в центры временного содержания, в специализированные учреждения для несовершеннолетних либо в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции;
- осуществлять в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей, а также досмотр их транспортных средств при наличии данных о том, что эти граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, патроны к оружию, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры либо ядовитые или радиоактивные вещества, изымать указанные предметы, средства и вещества при отсутствии законных оснований для их ношения или хранения; принимать участие в досмотре пассажиров, их ручной клади и багажа на железнодорожном, водном или воздушном транспорте, метрополитене либо осуществлять такой досмотр самостоятельно в целях изъятия вещей и предметов, запрещенных для перевозки транспортными средствами;
- осуществлять в целях обеспечения безопасности граждан и общественного порядка совместно с организаторами публичных и массовых мероприятий личный осмотр граждан, находящихся при них вещей при проходе в места, где проводятся такие мероприятия, а при отказе гражданина подвергнуться личному осмотру не допускать его на такие территории;
- останавливать транспортные средства, проверять документы на право пользования и управления ими, документы на транспортные средства и перевозимые грузы, наличие страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности;
- осуществлять осмотр транспортных средств и грузов при подозрении, что они используются в противоправных целях;
- получать в целях предупреждения, выявления и раскрытия преступлений в соответствии с законодательством Российской Федерации сведения, составляющие налоговую тайну;
- использовать в случаях, не терпящих отлагательства, транспортные средства, принадлежащие органам, организациям, а в исключительных случаях - гражданам, для пресечения преступлений, преследования лиц, совершивших преступления или подозреваемых в их совершении, для доставления в медицинские организации граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, для отбуксировки с места дорожно-транспортного происшествия поврежденных транспортных средств, для проезда к месту происшествия, отстраняя при необходимости водителей от управления этими транспортными средствами, с возмещением в установленном федеральным законом порядке по требованию владельцев транспортных средств понесенных ими расходов либо причиненного им материального ущерба;
- другие права в пределах полномочий, установленных законом.
 
В случаях, установленных законом, полиция применяет специальные средства и оружие, осуществляет меры государственного принуждения - задержание, проникновение в жилище и др.
В состав полиции входят подразделения, организации и службы, на которые возлагаются:
- прием, регистрация и проверка заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях и о происшествиях;
- выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, розыск лиц, совершивших преступления, а также иных лиц в соответствии с федеральными законами;
- выявление и устранение причин преступлений и административных правонарушений и условий, способствующих их совершению, участие в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- обеспечение безопасности граждан и общественного порядка, в том числе в местах проведения публичных и массовых мероприятий, а также при чрезвычайных ситуациях и осложнениях оперативной обстановки;
- обеспечение безопасности дорожного движения;
- производство дознания, отдельных процессуальных действий по уголовным делам, а также производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством Российской Федерации к подведомственности полиции;
- осуществление оперативно-разыскной деятельности, оперативно-поисковых и специальных технических мероприятий;
- противодействие коррупции, терроризму и экстремистской деятельности;
- другие функции, установленные законодательством.
 
Территориальными органами МВД России на районном уровне являются управления, отделы Министерства внутренних дел РФ по районам, городам и иным муниципальным образованиям. Они входят в состав органов внутренних дел РФ и подчиняются соответствующим министерствам внутренних дел по республикам, главным управлениям, управлениям МВД России по иным субъектам РФ.
Основными направлениями деятельности территориального органа являются:
- защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;
- предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
- выявление и раскрытие преступлений, производство дознания и предварительного следствия по уголовным делам;
- розыск лиц;
- производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;
- обеспечение правопорядка в общественных местах;
- обеспечение безопасности дорожного движения;
- контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия;
- контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности;
- охрана имущества и объектов;
- участие в обеспечении государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;
- осуществление экспертно-криминалистической деятельности.
 
К участковому уполномоченному граждане, как правило, обращаются с заявлениями о каких-либо известных им правонарушениях, совершенных на подведомственном ему административном участке. По письменному обращению граждан участковый должен принять одно из следующих решений:
- привлечь правонарушителя (в пределах полномочий) к административной ответственности;
- принять к правонарушителю меры профилактического воздействия;
- направить (за подписью руководителя органа внутренних дел) заявление гражданина по подследственности с обязательным уведомлением об этом заявителя (например, если совершено преступление);
- отказать в удовлетворении просьбы с разъяснением гражданину мотивов отказа.
 
Все обращения граждан должны быть зафиксированы участковым в книге учета. Рассмотреть поступившие письма и заявления граждан, не содержащие указаний на признаки состава преступления, участковый обязан в срок не более одного месяца со дня их поступления, а не требующие дополнительного изучения и проверки - не позднее, чем через 15 дней.
Участковый уполномоченный полиции отчитывается о результатах своей работы на собрании граждан, проживающих на обслуживаемом им административном участке.
 
Налоговые органы
Налоговые органы являются составной частью исполнительной власти в РФ. Они составляют единую централизованную систему контроля соблюдения законодательства о налогах и сборах, правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему РФ.
В систему налоговых органов входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов (Федеральная налоговая служба - ФНС), и его территориальные органы (управления ФНС по субъектам РФ, в подчинении у которых находятся инспекции по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции ФНС межрайонного уровня).
Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов РФ.
 
Судебная власть в РФ осуществляется только судами в лице судей, присяжных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия.
Судебная ветвь власти самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей.
О судебной системе РФ, судебной защите прав и свобод, участии граждан в судебных процессах - см. раздел Правосудие.
 
Прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.
Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ. Прокуроры субъектов РФ назначаются Генеральным прокурором по согласованию с субъектами Федерации. Иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации.
В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура РФ осуществляет:
- надзор за исполнением законов органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, другими органами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
- надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
- надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
- надзор за исполнением законов судебными приставами;
- надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
- уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ;
- координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
 
Прокуроры участвуют в рассмотрении дел судами, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.
Органы прокуратуры в соответствии с их полномочиями рассматривают заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов , и принимают по ним решения. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору.
Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если оно предусмотрено законом.
Прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения.
Запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, решения либо действия которых обжалуются.
 
Следственный комитет Российской Федерации является федеральным государственным органом, основными задачами которого являются:
- оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подследственностью (см. раздел Правосудие - Участие гражданина в уголовном процессе);
- обеспечение законности при производстве предварительного следствия и защиты прав и свобод человека и гражданина;
- осуществление процессуального контроля деятельности следственных органов Следственного комитета и их должностных лиц;
- организация и осуществление в пределах своих полномочий выявления причин и условий, способствующих совершению преступлений, принятие мер по их устранению;
- обеспечение в пределах своих полномочий международно-правового сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства;
- разработка мер по формированию государственной политики в сфере исполнения законодательства об уголовном судопроизводстве;
- совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности;
- определение порядка формирования и представления статистических отчетов и отчетности о следственной работе, процессуальном контроле.
 
Руководство деятельностью Следственного комитета осуществляет Президент РФ.
 
Система органов государственной власти субъектов РФ устанавливается ими самостоятельно в соответствии с общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, которые определены законом.
Конституцией РФ закреплено разграничение предметов ведения и полномочий РФ и ее субъектов, установлено, что именно находится в ведении РФ и что - в совместном ведении РФ и ее субъектов.
Сферы общественных отношений, которые не отнесены ни к ведению РФ, ни к совместному ведению, находятся в исключительном ведении субъектов РФ.
Президент РФ представляет в законодательный орган субъекта РФ кандидатуру на должность высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти). Законодательный орган соглашается с этой кандидатурой или отвергает ее.
Кандидатуры на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации предлагает Президенту РФ политическая партия, победившая на региональных выборах.
Высшее должностное лицо субъекта РФ:
- представляет субъект РФ в отношениях с органами государственной власти федерального уровня и других субъектов РФ, органами местного самоуправления, а также при осуществлении внешнеэкономических связей;
- обнародует законы, удостоверяет их обнародование подписанием законов или изданием специальных актов, либо отклоняет законы, принятые законодательным органом субъекта РФ;
- формирует высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ и принимает решение о его отставке;
- представляет в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации ежегодные отчеты о результатах деятельности высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в том числе по вопросам, поставленным законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации;
- вправе требовать созыва внеочередного заседания законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ;
- вправе участвовать в работе законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ с правом совещательного голоса;
- координирует деятельность органов исполнительной власти субъекта РФ с иными органами государственной власти субъекта РФ, может организовывать взаимодействие органов исполнительной власти субъекта РФ с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями.
 
Полномочия высшего должностного лица субъекта РФ прекращаются досрочно в случае:
- его смерти;
- отрешения его от должности Президентом РФ в связи с выражением ему недоверия законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ;
- его отставки по собственному желанию;
- отрешения его от должности Президентом РФ в связи с утратой доверия Президента РФ, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством;
- признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособным или признания его судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;
- вступления в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда;
- его выезда за пределы РФ на постоянное место жительства или утраты им российского гражданства.
 
Законодательный орган государственной власти субъекта РФ вправе выразить недоверие высшему должностному лицу. Решение об этом направляется на рассмотрение Президента РФ для решения вопроса об отрешении его от должности. Подобное решение Президента РФ влечет за собой отставку и возглавляемого им высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.
Президент РФ вправе до решения соответствующего суда приостановить действие акта высшего должностного лица субъекта РФ, а также действие акта органа исполнительной власти субъекта РФ в случае противоречия этого акта российскому законодательству, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина.
Наименование законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, его структура, количество депутатов, а также срок, на который они избираются, устанавливаются конституцией (уставом) этого субъекта.
Законодательный орган принимает конституцию или устав субъекта РФ и поправки к ним, законодательно регулирует предметы ведения субъекта РФ и предметы совместного ведения в пределах его полномочий.
Принятые этими органами законы:
- утверждают бюджет субъекта РФ;
- устанавливают порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории субъекта РФ;
- утверждают программы социально-экономического развития субъекта РФ;
- устанавливают налоги и сборы, отнесенные к ведению субъекта РФ;
- устанавливают порядок управления и распоряжения собственностью субъекта РФ.
- устанавливают административно-территориальное устройство субъекта РФ;
- регулируют иные вопросы, относящиеся к ведению и полномочиям субъекта РФ.
 
Законодательный орган назначает и освобождает от должности отдельных должностных лиц субъекта РФ, оформляет в случае необходимости решение о недоверии высшему должностному лицу субъекта РФ, а также решение о недоверии руководителям органов исполнительной власти.
Полномочия законодательного органа государственной власти субъекта РФ могут быть прекращены досрочно в случае:
- принятия им решения о самороспуске;
- его роспуска высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти), если законодательный орган принял нормативный правовой акт, противоречащий российскому законодательству или конституции (уставу) субъекта РФ;
Примечание. Роспуск возможен, если такое противоречие установлено соответствующим судом, и законодательный орган не устранил его в течение 6 месяцев со дня вступления в силу судебного решения.
 
- его роспуска высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти), если законодательный орган в течение 3 месяцев подряд не проводил заседание;
- его роспуска Президентом РФ, если соответствующий суд установил, что законодательным органом приняты конституция (устав), закон субъекта РФ или иной нормативный правовой акт, противоречащие Конституции РФ или федеральным законам;
Примечание. Если в течение 6 месяцев (иного срока, предусмотренного судом) со дня вступления в силу решения суда законодательный орган не принял в мер по его исполнению (в том числе не отменил свой акт), а после истечения этого срока суд установил, что в результате были созданы препятствия для реализации закрепленных российским законодательством полномочий федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления, нарушены права и свободы человека и гражданина, права и охраняемые законом интересы юридических лиц, Президент РФ выносит предупреждение такому законодательному органу. Если в течение 3 месяцев после предупреждения меры по исполнению решения суда этим органом так и не приняты, Президент РФ вправе распустить такой законодательный орган.
 
- его роспуска Президентом РФ, если законодательный орган дважды отклонял представленную Президентом кандидатуру на должность высшего должностного лица субъекта РФ или в установленный срок не принял решения об отклонении или о наделении этой кандидатуры полномочиями высшего должностного лица.
 
Субъекты РФ самостоятельно определяют систему исполнительных органов государственной власти, их структуру, полномочия, порядок формирования и их наименование. Федеральные органы и органы субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в РФ в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Структура исполнительных органов государственной власти субъекта РФ определяется высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) - губернатором области, края и т.п. Федеральным законом установлено, что высшее должностное лицо субъекта РФ не может носить наименование "президент". До 1 января 2015 г. конституции (уставы) субъектов РФ должны быть приведены в соответствие с этим требованием.
Федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц на территории субъектов РФ.
Структура и названия исполнительных органов в разных субъектах РФ могут отличаться, но не принципиально. Как правило, систему исполнительных органов государственной власти в субъекте РФ составляют:
- губернатор - высшее должностное лицо (он же является главой правительства);
- Правительство субъекта РФ - высший исполнительный орган государственной власти;
- центральные и территориальные исполнительные органы государственной власти субъекта РФ и его отдельных административно-территориальных единиц (органы специальной компетенции, осуществляющие исполнительно-распорядительную деятельность в подведомственных отраслях и сферах государственного управления -министерства, комитеты и главные управления).
 
 
3. Местное самоуправление
 
Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов и других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы. Органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Эти органы могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
Органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Должностное лицо местного самоуправления - выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления.
Выборное должностное лицо местного самоуправления - должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава.
Местное самоуправление осуществляется на всей территории РФ в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения. Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов РФ.
Структуру органов местного самоуправления составляют:
- представительный орган муниципального образования (осуществляет нормативно-правовое регулирование и контрольные функции, выражая и защищая интересы местного населения);
- глава муниципального образования;
- местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования);
- контрольный орган муниципального образования;
- иные органы и выборные должностные лица, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
 
Наименования представительного органа и главы муниципального образования, а также местной администрации устанавливаются законом субъекта РФ с учетом исторических и иных местных традиций.
Органы местного самоуправления имеют следующие полномочия:
- принятие и изменение уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов, а также контроль за их соблюдением;
- установление официальных символов муниципального образования;
- создание муниципальных предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений, формирование и размещение муниципального заказа;
- установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями;
- регулирование тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей;
- организация теплоснабжения в рамках полномочий, установленных законом;
- организационное и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов;
- принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования;
- учреждение печатного средства массовой информации;
- иные полномочия.
 
Перечни вопросов местного значения для поселения, муниципального района и городского округа различны. Вопросы местных бюджетов, налогов и сборов относятся к ведению местного самоуправления на всех уровнях.
К местным налогам законодательством отнесены земельный налог и налог на имущество физических лиц. Представительные органы местного самоуправления вводят местные налоги и сборы, устанавливают размеры ставок по ним и предоставляют льготы по их уплате в пределах прав, предоставленных им налоговым законодательством РФ.
 
 
4. Уполномоченный по правам человека
 
В соответствии с Конституцией РФ в системе правозащитных органов существует институт Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом. Государственная Дума назначает Уполномоченного на должность и освобождает его от должности.
Деятельность Уполномоченного дополняет средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод. Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам.
В субъектах РФ должности уполномоченных по правам человека могут учреждаться в соответствии с конституциями, уставами субъектов РФ.
Уполномоченный способствует восстановлению нарушенных прав, обращается к субъектам законодательной инициативы с предложениями по совершенствованию действующего законодательства РФ о правах человека и гражданина, а также приведению норм российского права в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, содействует налаживанию и развитию сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.
Уполномоченный назначается на срок 5 лет, который исчисляется с момента принесения присяги, его полномочия прекращаются с момента принесения присяги вновь утвержденным Уполномоченным. Он не вправе заниматься политической деятельностью, состоять членом политической партии или иного общественного объединения, которое преследует политические цели. Такая деятельность считается несовместимой с его должностью, и он должен оставить ее не позднее 14 дней со дня вступления в должность. Уполномоченный не может быть привлечен без согласия Государственной Думы к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску, за исключением случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц. Неприкосновенность распространяется на его служебное и жилое помещение, багаж, личные и служебные транспортные средства, переписку, средства связи и принадлежащие ему документы.
Недопустимо вмешательство в деятельность Уполномоченного, создание препятствий его деятельности, а также неисполнение должностными лицами установленных законом обязанностей.
Уполномоченный рассматривает жалобы граждан на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих. Но жалобы на их действия могут быть приняты в том случае, если заявитель уже предпринимал попытки обжаловать эти действия как в судебном, так и административном порядке. Заявителями могут быть граждане, в том числе находящиеся в местах принудительного содержания. Жалобы, адресованные Уполномоченному лицами, находящимися в местах принудительного содержания, просмотру администрацией мест принудительного содержания не подлежат и направляются ему в течение 24 часов.
По закону жалобу следует подавать не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда ему стало известно об их нарушении.
Жалоба на имя Уполномоченного должна содержать фамилию, имя, отчество заявителя, изложение существа решений или действий (бездействия) нарушивших или нарушающих, по мнению заявителя, его права и свободы. К жалобе прилагаются копии решений судебных и административных органов.
Уполномоченный не принимает решений по существу жалобы. Его компетенция ограничена тем, что он, приняв жалобу к рассмотрению, может разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод; передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится рассмотрение жалобы по существу; отказать в принятии жалобы к рассмотрению.
О принятом решении Уполномоченный обязан уведомить заявителя в течение 10 дней. Приступив к рассмотрению поступившей жалобы, Уполномоченный информирует также государственный орган, действия которого обжалуются. Отказ в принятии жалобы к рассмотрению должен быть мотивирован и обжалованию не подлежит.
В процессе рассмотрения жалобы Уполномоченный может обращаться к компетентным государственным органам и должностным лицам за содействием в проверке обстоятельств, изложенных в жалобе. Однако проверка не может быть поручена государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, решения которого обжалуются.
В процессе рассмотрения жалобы Уполномоченному предоставлено право:
- беспрепятственно посещать все государственные органы, органы местного самоуправления, присутствовать на заседаниях их коллективных органов, посещать различного рода учреждения и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, воинские части, общественные объединения;
- запрашивать и получать от государственных органов, органов местного самоуправления и у должностных лиц и государственных служащих сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы;
- получать объяснения должностных лиц и государственных служащих, исключая судей, по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;
- проводить самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами, должностными лицами и государственными служащими проверку деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц;
- поручать компетентным государственным учреждениям проведение экспертных исследований и подготовку заключений по вопросам, подлежащим исследованию в ходе рассмотрения жалобы;
- знакомиться с уголовными, гражданскими делами и делами об административных правонарушениях, решения (приговоры) по которым вступили в законную силу, с прекращенными производством делами, а также с материалам, по которым отказано в возбуждении уголовных дел.
 
По вопросам, относящимся к его компетенции, Уполномоченный по правам человека пользуется правом безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий и учреждений и организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, руководителями общественных объединений, лицами начальствующего состава Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, администраций мест принудительного содержания.
Направление Уполномоченному информации, содержащей государственную, коммерческую либо иную охраняемую законом тайну, осуществляется в соответствии с законодательством об охране этой тайны. Уполномоченный имеет право отказаться от дачи показаний по гражданскому или уголовному делу об обстоятельствах, ставших известных ему при выполнения своих обязанностей. До вынесения окончательного решения материалы, полученные при рассмотрении жалобы, разглашению не подлежат. Уполномоченный также не вправе разглашать ставшие ему известными в процессе рассмотрения жалобы сведения о частной жизни заявителя и других заинтересованных лиц без их письменного согласия.
О результатах рассмотрения жалобы Уполномоченный обязан уведомить заявителя. Одновременно Уполномоченный обязан направить государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, в действиях которых он находит нарушение прав и свобод граждан, свое заключение с изложением рекомендаций относительно возможных и необходимых мер, направленных на восстановление нарушенных прав и свобод.
По итогам рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе:
- обратиться в суд с заявлением в защиту нарушенных прав и свобод гражданина, а также через своего представителя участвовать в процессе согласно установленным законам формам;
- обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях которого усматриваются нарушения прав и свобод гражданина;
- обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо судьи;
- изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора;
- обращаться в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.
 
По итогам собственной деятельности, анализа практики и информации о нарушении прав и свобод гражданина Уполномоченный вправе:
- направлять государственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицам свои замечания и предложения общего характера, относящиеся к обеспечению прав и свобод граждан, совершенствованию административных процедур;
- обращаться к субъектам, обладающим правом законодательной инициативы, с предложениями об изменении и дополнении действующего законодательства либо о восполнении пробелов в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов Федерации. Такое обращение возможно, если, по мнению Уполномоченного, решения и действия государственных органов и должностных лиц (принятые в соответствии с действующим законодательством) нарушают права и свободы граждан либо в силу существующих пробелов в законодательстве, либо в случае, если законодательство противоречит общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам Российской Федерации.
 
Должностные лица обязаны бесплатно и беспрепятственно предоставлять Уполномоченному запрошенные материалы и документы, иную информацию, необходимую для выполнения его обязанностей. Закон устанавливает срок в 15 дней для направления запрошенных документов.
Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, получившее заключение Уполномоченного с рекомендациями, обязаны в месячный срок рассмотреть их и в письменной форме уведомить Уполномоченного о принятых мерах.
По итогам календарного года Уполномоченный направляет доклад о своей деятельности Президенту Российской Федерации, обеим палатам Федерального Собрания, Правительству Российской Федерации, Конституционному Суду, Верховному Суду, Высшему Арбитражному Суду и Генеральному прокурору Российской Федерации.
 
 
5. Избирательные права граждан
 
Конституция РФ гарантирует российским гражданам право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Гражданин Российской Федерации свободно и добровольно участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Избирателем может быть гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом, т.е. правом избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Это право имеют граждане, которые на день голосования достигли возраста 18 лет.
Гражданин Российской Федерации обладает правом избирать независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Избирательных прав не имеют граждане, признанные судом недееспособными. Граждане, страдающие психическими заболеваниями, но не признанные судом недееспособными, участвуют в выборах на равных основаниях. Лица, содержащиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда, также не могут быть избирателями. Содержащиеся в период предварительного следствия под стражей не лишаются избирательного права.
Все избиратели подлежат учету и включаются в избирательные списки, как правило, по месту своего жительства. Военнослужащие проходят учет в своих воинских частях. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, не участвуют в выборах в органы местного самоуправления и в местном референдуме на территории того муниципального образования, где расположена их воинская часть, если только до призыва они не проживали на этой территории.
Пребывание гражданина вне его места жительства во время проведения в его избирательном округе выборов не лишает его права участвовать в выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления.
Избирателю, который в день голосования не сможет прибыть на тот избирательный участок, где он включен в список избирателей, может быть предоставлено право получить открепительное удостоверение и принять участие в голосовании на избирательном участке в том месте, в котором он будет находиться в день голосования.
Возможность получения открепительного удостоверения предусмотрена для выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ и Президента России. Такая возможность установлена также законами о выборах и референдумах ряда субъектов РФ.
Куда обратиться?
Получить открепительное удостоверение можно в соответствующей территориальной (окружной) комиссии (как правило, за 45-20 дней до дня голосования) либо в участковой комиссии (за 19-1 день до дня голосования).
Необходимые документы
Комиссия на основании письменного заявления избирателя с указанием причины, по которой он просит выдать ему открепительное удостоверение, выдает удостоверение либо самому заявителю, либо его представителю на основании нотариально удостоверенной доверенности. Доверенность может быть удостоверена также администрацией стационара, в котором избиратель находится на излечении, администрацией учреждения, в котором содержится под стражей подозреваемый или обвиняемый.
 
Если избиратель все же решит проголосовать по месту жительства, он может это сделать, предъявив открепительное удостоверение.
Российские граждане, проживающие на момент выборов в федеральные органы власти (или общероссийского референдума) за границей, имеют право участвовать в голосовании. Дипломатические представительства и консульские учреждения РФ обязаны оказывать содействие гражданам в реализации избирательных прав.
Куда обратиться?
Российские граждане, находящиеся в момент выборов депутатов Госдумы в служебной или туристической поездке за границей, являются для голосования в избирательную комиссию, образованную соответствующим дипломатическим или консульским представительством.
Необходимые документы
Для того чтобы принять участие в голосовании, необходимо предъявить паспорт или документ, его заменяющий, а также открепительное удостоверение. Граждане, не имевшие возможности получить открепительное удостоверение, включаются в список избирателей на основании устного обращения в день голосования.
 
Аналогичный порядок действует и при выборах Президента РФ.
Проведение досрочного голосования (но не ранее чем за 15 дней до дня голосования) возможно для всех избирателей участка или для отдельных групп избирателей на соответствующем избирательном участке в том случае, когда они находятся в значительно удаленных от помещения для голосования местах, транспортное сообщение с которыми отсутствует или затруднено (в труднодоступных или отдаленных местностях, на судах, на полярных станциях и т.п.). Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе разрешить также досрочное голосование на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации.
Каждый избиратель голосует лично. Голосование за других избирателей не допускается. Избирательный бюллетень заполняется в кабине или ином специально оборудованном месте для тайного голосования, где присутствие других лиц недопустимо. Исключением является ситуация, когда избиратель не может самостоятельно расписаться в получении или заполнить бюллетень. В этом случае он вправе воспользоваться для этого помощью другого лица (им не может быть член избирательной комиссии, зарегистрированный кандидат, доверенное лицо или уполномоченный представитель политической партии, наблюдатель). Такой избиратель устно извещает избирательную комиссию о своем намерении воспользоваться помощью другого лица. В соответствующей графе списка избирателей указываются фамилия, имя и отчество, серия и номер паспорта того, кто оказывает помощь избирателю.
Голосование проводится путем внесения избирателем в избирательный бюллетень любого знака в квадрат, относящийся к кандидату, списку кандидатов, варианту волеизъявления, в пользу которого сделан выбор.
Если избиратель совершит ошибку при заполнении, он вправе обратиться к члену участковой избирательной комиссии с просьбой выдать ему новый бюллетень взамен испорченного. После выдачи нового бюллетеня в списке избирателей против его фамилии должна быть сделана соответствующая отметка с росписью члена комиссии.
Заполненный бюллетень избиратель опускает в опечатанный (опломбированный) ящик для голосования.
Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить возможность участия в голосовании избирателям, которые не могут по состоянию здоровья самостоятельно прибыть в помещение для голосования, а также избирателям, которые внесены в список избирателей на данном избирательном участке и находятся в местах содержания под стражей в качестве подозреваемых или обвиняемых (см. раздел Правосудие - Права подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, гражданского ответчика).
Голосование вне помещения для голосования проводится только в день голосования на основании письменного заявления или устного обращения избирателя (в том числе переданного при содействии других лиц) о предоставлении ему такой возможности. Заявление может быть подано не позднее, чем за 6 часов до окончания времени голосования. В нем необходимо указать причину, по которой избиратель не может прибыть в помещение для голосования.
Если участковая избирательная комиссия на своем заседании признает причину, по которой избиратель не может самостоятельно прибыть в помещение для голосования, неуважительной, она может отказать ему в его просьбе. Об отказе комиссия немедленно извещает избирателя. Если заявление будет удовлетворено, к избирателю отправят опломбированный переносной ящик для голосования в сопровождении не менее 2 членов комиссии. При голосовании могут присутствовать также наблюдатели.
Если избиратель все же прибудет в помещение для голосования лично после того, как к нему были направлены члены участковой избирательной комиссии, избирательный бюллетень ему не будет выдан, пока комиссия не убедится, что избиратель не проголосовал вне помещения для голосования.
При выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации и в органы местного самоуправления законом субъекта РФ может быть предусмотрена возможность голосования избирателей по почте.
В голосовании по почте не участвуют избиратели, которые имеют возможность:
- проголосовать в день голосования вне помещения для голосования;
- быть внесенными в список избирателей по месту временного пребывания на территории избирательного округа;
- проголосовать по открепительному удостоверению;
- проголосовать досрочно.
 
С просьбой о предоставлении возможности проголосовать по почте избиратель должен обратиться заблаговременно, в сроки, установленные решением соответствующей избирательной комиссии.
В письменном обращении в комиссию избиратель указывает:
- причину, по которой он не имеет возможности проголосовать на своем избирательном участке;
- адрес места жительства на территории избирательного участка;
- фамилию, имя, отчество, год рождения, номер своего паспорта или документа, его заменяющего;
- почтовый адрес места временного пребывания, по которому он может получить избирательный бюллетень для голосования по почте.
 
Избирателю, заблаговременно обратившемуся с заявлением, комиссия направит письмо c бюллетенем с отметкой "Выборное". На бюллетене должна быть надпись "Голосование по почте", внесенная с помощью штампа или от руки, заверенная подписями двух членов территориальной избирательной комиссии и печатью территориальной избирательной комиссии. В письмо вкладывают также конверт с отметкой "Голосование по почте" и адресом участковой избирательной комиссии, чистый конверт, Памятку и информационные материалы.
Заполнив бюллетень, избиратель в соответствии с приложенными инструкциями запечатывает его и отправляет заказным письмом. В день голосования конверт по определенной процедуре вскрывают и учитывают бюллетень при подсчете голосов.
Если избиратель явится на избирательный участок лично, ему будет предоставлена возможность проголосовать в обычном порядке, в списке будет сделана соответствующая отметка. Конверт с бюллетенем голосования по почте в этом случае не вскрывают и хранят в делах участковой избирательной комиссии.
Куда обратиться?
Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в суд.
Решения и действия комиссий и должностных лиц могут быть обжалованы и непосредственно в вышестоящую комиссию, которая обязана рассмотреть жалобу и вынести одно из следующих решений:
- оставить жалобу без удовлетворения;
- отменить обжалуемое решение полностью или в части и принять решение по существу;
- отменить обжалуемое решение полностью или в части, обязав нижестоящую комиссию повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу.
 
Вышестоящая комиссия принимает решение самостоятельно, не направляя дело в нижестоящую комиссию, за исключением случая, когда обстоятельства, изложенные в жалобе, не были предметом рассмотрения нижестоящей комиссии. Предварительное обращение в вышестоящую комиссию не является обязательным условием для обращения в суд. Суды и органы прокуратуры обязаны организовать свою работу (в том числе в выходные дни) таким образом, чтобы обеспечить своевременное рассмотрение жалоб. Решения суда обязательны для исполнения соответствующими комиссиями.
 
 
6. Права граждан при обращении в органы государственной власти и местного самоуправления
 
Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам. Граждане вправе обращаться в органы власти с предложениями по совершенствованию законодательства, деятельности органов власти, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества; с просьбами о содействии в реализации или защите своих конституционных прав и свобод или прав и свобод других лиц, либо сообщать о нарушениях законодательства, о недостатках в работе органов власти и должностных лиц.
Для всех федеральных органов установлен единый порядок работы с обращениями граждан. В любом федеральном органе исполнительной власти подлежат обязательному рассмотрению индивидуальные и коллективные предложения, заявления, жалобы и ходатайства граждан. Обращения могут поступать в письменной форме, в форме электронных сообщений или в форме устного личного обращения к должностному лицу во время приема граждан.
В обращении обязательно должны быть указаны фамилия и имя автора, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ. Иначе обращение не рассматривается. Если текст обращения не поддается прочтению, оно не подлежит рассмотрению, о чем сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес все же могут быть прочитаны.
Для приема обращений граждан в форме электронных сообщений (Интернет-обращений), как правило, применяется специализированное программное обеспечение, предусматривающее заполнение заявителем реквизитов, необходимых для работы с обращениями и для письменного ответа, так что если реквизиты не введены, заявителя информируют о невозможности принять его обращение. Адрес электронной почты автора и электронная цифровая подпись являются дополнительной информацией.
Если в Интернет-обращении заявителем указан адрес электронной почты, по этому адресу направляется уведомление о приеме обращения или об отказе в рассмотрении (с обоснованием причин отказа), после чего обращение распечатывается и дальнейшая работа с ним ведется как с письменным обращением.
Если поставленные в обращениях граждан вопросы не входят в компетенцию конкретного федерального органа, такие обращения направляются в семидневный срок с даты их регистрации в соответствующий орган государственной власти, орган местного самоуправления или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращениях вопросов, а обратившиеся граждане уведомляются о переадресации обращений. Обращения граждан, содержащие обжалование решений, действий (бездействия) конкретных должностных лиц федерального органа исполнительной власти, не могут направляться этим должностным лицам для рассмотрения и (или) ответа.
Если решение поставленных в обращении гражданина вопросов относится к компетенции нескольких органов или должностных лиц, копия обращения в течение 7 дней с момента его регистрации направляется в соответствующие органы или соответствующим должностным лицам.
Обращения граждан считаются разрешенными, если рассмотрены все поставленные в них вопросы, приняты необходимые меры и даны письменные ответы.
Орган, в который поступило обращение, дает в течение 30 дней письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов или уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой орган в соответствии с его компетенцией. Ответ на обращение, поступившее по информационным системам общего пользования, направляется по почтовому адресу, указанному в обращении. Срок рассмотрения обращения может быть продлен в исключительных случаях не более чем на 30 дней.
Личный прием граждан в государственных органах, органах местного самоуправления проводится их руководителями и уполномоченными на то лицами. Содержание устного обращения заносится в карточку личного приема гражданина. Если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов. Письменное обращение, принятое в ходе личного приема, подлежит регистрации и рассмотрению в описанном выше порядке.
Согласно Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также их должностные лица обязаны обеспечить каждому гражданину возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы (если иное не предусмотрено законом). Отказ в предоставлении такой информации может быть обжалован в вышестоящих органах или в судебном порядке.
Орган, владеющий документированной информацией о гражданах, обязан предоставить информацию бесплатно по требованию тех лиц, которых она касается. Ограничения возможны лишь в случаях, предусмотренных законодательством РФ.
Административный штраф в размере от 1 000 до 3 000 руб. накладывается на должностное лицо за:
- неправомерный отказ в предоставлении гражданину информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами;
- несвоевременное предоставление такой информации;
- предоставление гражданину заведомо недостоверной информации.
 
Если отказ предоставить информацию или предоставленная заведомо ложная, неполная информация привели к причинению вреда правам и законным интересам граждан, это будет расценено как преступление. Наказание за него предусматривает штраф в размере до 200 000 руб. или в размере заработной платы (иного дохода) осужденного за период до 18 месяцев либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от 2 до 5 лет.
Неправомерным считается требование должностного лица указать причину получения справки и назвать место ее последующего предъявления. Граждане не обязаны обосновывать перед чиновниками необходимость получения запрашиваемой ими информации (за исключением информации с ограниченным доступом, например коммерческой или конфиденциальной).

Помимо судебной защиты граждане вправе обратиться за защитой своих прав в прокуратуру. В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями рассматриваются заявления, жалобы и иные обращения граждан, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд.